VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профессиональные качества менеджера

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009303
Тема: Профессиональные качества менеджера
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
  
Введение…………………………………………………………………………2
 
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНЕДЖЕРА………….4
 
1.1. Понятие определения «менеджер»………………………………………...4
 
1.2. Эволюционный процесс становления менеджмента……………………..8
 
1.3. Профессионально значимые качества менеджера……………………….11
 
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА………………………………………………………………….22
 
2.1. Сущность карьеры менеджера…………………………………………….23
 
2.2. Профессиональные ресурсы менеджера и их структура………………..28
 
Заключение…………………………………………………………………….33
 
Список литературы…………………………………………………………...35
 
  
 



















Введение
 
    Я выбрал эту тему потому что эта проблема весьма актуальна в современном мире, так как объясняется объективными признаками современного производства:
    - Постоянное изменение производственных ситуаций,
    - Усложнение производственных проблем,
    - Рост затрат на персонал,
    - Расширение кооперации,
    - Повышение скорости финансовых потоков. 
    - Рост рыночной конкуренции.
    Каждый менеджер должен постоянно уточнять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять собой, поддерживать собственное развитие.
    Цель моей работы – доказать, что человеческий потенциал и умение работать с ним часто определяют все остальное: будущую структуру организации, ее систему управления, технологию работы, стили руководства и лидерства, мотивацию и организационную культуру. Также целью является выделить профессиональные качества менеджера, без которых немыслима разумная и рациональная работа в фирмах, компаниях, предпринимательских структурах.
    Предположим, что идет борьба двух сторон (групп, подразделений) и одна из них объективно знает, что она сильнее другой. Как правило, это ведет к успокоению, формируются соответствующие установки. Но недооценивается «комплекс неполноценности» слабой стороны. Именно она, ощущая свое несовершенство, часто предпринимает ряд мероприятий и усилий, которые приводят ее к власти. Так вот, неважно, какая сторона сильнее, важно то, какой руководитель опытнее, всегда чувствует центр силы в группе или организации. Это знание дает им ощутимое преимущество перед другими.
    В процессе работы я должен решить следующие задачи:
    1) определить профессиональные качества менеджера,
    2) выявить влияние наличия профессиональных качеств на деятельность менеджера.
    Объектом изучения является личность менеджера с его личными и профессиональными качествами, типами мышления и темперамента.
    Предмет изучения – профессиональные качества менеджера.
     
    
    
    




























ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Понятие определения «менеджер»
 
    В последние десятилетия в нашей стране произошли достаточно серьезные политические и экономические перемены, которые изменили не только психологию “советского” человека, но и привели к появлению совершенно новых профессий, например: дилер, брокер, маркетолог, менеджер. Они прочно вошли в нашу жизнь и обиходную речь многих людей. Но особенности этих профессий были известны только из справочной литературы и книг по зарубежной экономике, которые, однако, отражают зарубежный опыт и не учитывают специфику российской экономики. Так, одной из тенденций развития экономики на современном этапе является ее демонополизация и разгосударствление. Кроме крупных государственных предприятий, сегодня действует огромное количество кооперативных, арендных, частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Возможно, в ближайшее время их станет еще больше, и вопрос выживания и успешного функционирования станет первостепенным.
    Согласно данным журнала “Alma Mater” за апрель 1997 года, “успех любого дела на 85-90 % зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам”. Следовательно, перед профессиональным образованием встает задача подготовки руководителей, способных обеспечить высокую эффективность предприятий любого типа.
    Прежде всего нужно подчеркнуть, что мы рассматриваем понятия “менеджер” и “руководитель” как синонимичные. Слово “менеджер” пришло в русский язык из английского языка, и, согласно толкованию словаря, слово “менеджер” переводится на русский язык как “управляющий,... руководитель, директор”.1 А английский глагол “to manage”, от которого произошло слово “менеджер”, переводится как “руководить, управлять, заведовать, стоять во главе”. В то же время слово “руководитель” - исконно русское, и словарь В. И. Даля толкует его как “руководящий чем, кем-либо”. При переводе слова “руководитель” на английский язык мы получаем “leader, manager”. Исходя из выше описанного, можно сделать вывод, что слова “руководитель” и “менеджер” несут одинаковую смысловую нагрузку, и поэтому мы используем их как синонимы.
    Проанализировав литературу по управлению и экономике, мы нашли ряд подтверждений тому, что менеджер рассматривается через понятие “руководитель”. Так, А. Попов толкует понятие “менеджер” как “руководитель для своих подчиненных, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Менеджер - это руководитель, формирующий отношения внутри организации и вне ее”.
    Анализ отечественной литературы по психологии и управлению свидетельствует также о том, что ученые разделяют понятия руководитель и лидер. Руководитель рассматривается как лицо, наделенное официальной властью и регулирующее, как правило, сферу деловых отношений, в то время как лидер - чаще всего лицо неофициальное, наиболее влиятельное в сфере внутригрупповых, эмоциональных отношений. Но “лидер” появилось в русском языке из английского языка: слово “leader” переводится на русский язык следующим образом: руководитель, вождь, глава, командир, лидер. Поэтому то, что мы разделяем на два понятия - “руководитель” и “лидер”, в английском объединено в одном - “leader”. Учебный словарь современного английского языка А. С. Хорнби толкует слово “leader” как “человек, который руководит, управляет, стоит во главе”, а понятие “руководить”, по нему, означает “действовать, как глава, управлять примером или методом убеждения, управлять действиями кого-либо или чего-либо”. В то же время слова “руководство” и “лидерство” тоже переводятся на английский язык одним словом “leadership”.
    Руководство, как и педагогика, как и действия на компьютере, требует развития ряда умений, определенных способностей и наличие определенных качеств. По мнению В. В. Травина и В. А. Дятлова, “руководство и менеджмент - дело куда более сложное, во много раз более сложное, чем самые трудные технические профессии”. Оказавшись на руководящей должности, руководитель часто не понимает своего положения. Он теперь не человек, который “занят только собой и получает задания”, а человек, занятый другими людьми и руководящий их поведением. Руководитель должен воздействовать как на отдельных людей, так и на целые группы, побуждая их трудиться для достижения общих целей.
    Он должен действовать эффективно, он должен быть лидером. Лидер, по определению Р. Л. Кричевского и М. М. Рыжак, - это “член группы, обладающий наиболее ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе”2. Менеджеру, чтобы успешно выполнять свои функции управления, нужно уметь вести за собой подчиненных, то есть прежде всего проявлять себя в качестве лидера. Лидерские действия менеджера “превалируют во всех сферах действий профессиональной деятельности руководителя любого ранга”.
    Примером может служить следующая мысль известных специалистов в области управления Г. Кунца и С. О’Доннела: “Если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65 % своих возможностей, просто выполнять свои обязанности удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство”.
    Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль) через призму неофициального лидера. Согласно утверждению Н. Д. Ладанова, лидерство - “существенный компонент деятельности менеджера, связанный с оказанием целенаправленного влияния на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы”.3 Инструментами такого влияния на подчиненных могут выступать по Н. Д. Ладанову, “навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы”.
    Будучи назначенным или выбранным на должность менеджера, молодой руководитель должен владеть арсеналом знаний по взаимодействию с людьми. Всю необходимую информацию он может почерпнуть из справочной литературы и учебников по психологии и управлению. Но одно дело теория, другое - практическая стажировка, которая осуществляется “путем реального исполнения лидерских функций” в процессе деятельности.
    Следует еще раз подчеркнуть, что понятия “руководитель” и “лидер” тесно взаимосвязаны между собой, поэтому руководитель и лидер должен быть одним лицом, иначе говоря, руководителю должны быть присущи качества лидера. 4В современной литературе существует две точки зрения на лидерские качества. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Другая точка зрения заключается в том, что лидерские качества развиваются, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера - такие, как острое внимание, хорошая память, способность к продуктивному мышлению. Лидерские качества могут развиваться целенаправленно в процессе овладения навыками профессиональной деятельности.
     
1.2. Эволюционный процесс становления менеджмента
 
    Официально считается, что менеджмент зародился примерно семь тысячелетий назад. Период существования менеджмента можно характеризовать как эволюционный процесс. Одно то, что за этот период произошло пять управленческих революций, говорит о изменении требований к менеджеру и месте самого менеджера в обществе.
    Как было уже выше сказано, около семи тысяч лет назад произошло событие, которое положило начало менеджменту, - это появление письменности в древнем Шумере. Данное событие принято называть первой управленческой революцией или "религиозно-коммерческой" революцией. Оно привело к тому, что в обществе появился особый слой "жрецов-бизнесменов", которые осуществляли торговые операции, деловую переписку, могли производить математические коммерческие расчеты, а так же передавать ценные знания потомкам.
    Другим шагом этой революции явилось то, что в древнем обществе началось расслоение высшей касты священников. Причиной раскола явилось то, что религиозные принципы начали трактоваться по-разному. В частности, если ранее в дань богам надо было приносить человеческие жизни, то позднее появилось мнение, что боги будут удовлетворены приношением денег, скота, ремесленных изделий, драгоценностей.
    Как видим, к управленцам того времени предъявлялись немалые требования. Необходимо было хорошо знать все религиозные законы и обряды, уметь убеждать людей и поддерживать их веру, а также умело вести деловую документацию, владеть основами математики.
    Второй крупный шаг в развитии образа менеджера и менеджмента пришелся на время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Этот правитель разработал свод законов управления государством. Регулированию стали подвластны общественные взаимоотношения между различными социальными группами. Нововведением в менеджменте стало лидерство, то есть защита и опека людей. Стали появляться новые методы мотивации поведения работающего слоя, то есть зарождаться новая философия управления.
    Третья революция, известная как производственно-строительная, относится к временам правления другого великого царя Навуходоносора II (605-562 гг.). Многим известна данная личность как автора проектов некоторых из семи чудес света (Вавилонская башня и висячие сады). В области менеджмента он внес свой вклад как соединитель государственных методов управления с контролем сферы производства и строительства. Так расширяются требования к менеджеру в области управления персоналом и контроля качеством, организации целой системы власти.5
    Зарождение капитализма, бурный рост промышленности в развитых странах - четвертая управленческая революция. Собственники стали сменяться большим количеством акционеров, что повлекло за собой отделение менеджера от собственника. Функции менеджера постоянно расширялись. В рамки его деятельности стало входить планирование, сбыт, закупки, усовершенствование всего процесса, делопроизводство и так далее. Менеджмент стал на путь профессионального развития, однако менеджер, как частичка системы управления того времени, не стал еще профессионалом. Под менеджментом понималось контролирование намеченных целей.
    Окончательная, пятая управленческая революция относится к XIX-началу XX веков. Она носит название бюрократической и характеризуется появлением целого нового класса - менеджеров и науки менеджмента. Образ менеджера видоизменяется, корректируется по мере развития науки, техники, производства. И темпы этого видоизменения возрастают с каждым днем. Проблема управления человеческими ресурсами становится все более актуальной. Так, по подсчетам А. И. Кравченко, проанализировавшего большое количество работ по общей теме Общество и экономика, опубликованных в разное время, всего 40% вышли в свет до 1979 года, 38% - в период с 1980 по 1984 годы, а 22% - после 1985 года. Таким образом в последние 15 лет свет увидело в 1,5 раза больше книг по данной проблеме, чем за все предшествующие десятилетия, вместе взятые.
    Итак, в процессе веков происходило формирование образа идеального менеджера. Конечно, любой менеджер - это прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет.































1.3. Профессионально значимые качества менеджера
 
    Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
    Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
    Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
    - на уровне задач деятельности менеджера;
    - на поведенческом уровне;
    - на уровне свойств личности.6
    На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
     Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
    Наиболее важными являются:
    Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
    Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
    Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
    Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
    Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
    Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
    Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
    Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
    Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
      Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
     Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
    Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
    Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
    Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
    Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества.7 Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
    Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:
    - способность к кооперации и групповой работе;
    - поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
    - социальная компетентность при реализации своих целей.
    Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
    а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
    б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.
    в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
    В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
    Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.8
    Далее обратим на следующее:
    Мотивационно-волевые качества:
    Стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
    Осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
    Самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
    Социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
    В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
     Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
    Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
    Сегодня, планируя свой профессиональный путь, свою карьеру, многие не задумываются: а подхожу ли я на ту или иную должность? Обладаю ли я нужным потенциалом качеств? Не обходит это явление и должность менеджера. Слово новое, красиво звучит. А какими качествами должен обладать современный менеджер? - об этом задумывается далеко не каждый.
    Какими же качествами должен обладать идеальный менеджер? Каждый специалист в области управления отвечает на этот вопрос по-своему. Так, по мнению Конфуция, основными качествами является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует. Однако он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.
    Родоначальник, отец научной организации труда Ф. Тейлор считал основными у идеального менеджера качествами - ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль на первое место ставил предвидение. Большое внимание он придавал также организаторским способностям, компетентности, крепкому здоровью, интеллекту, высокой культуре и нравственности.
    Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития стал вырисовываться идеальный менеджер для каждой страны.
    Рассмотрим образ идеального менеджера разных стран.
    Так, в США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума; честность; логичность; техниковооруженность; широта познаний; перспективность; коммуникабельность; цельность характера; лидерство; способность делегировать власть; ораторские способности; умение принимать решения; твердость; умение сосредотачиваться; умение воспитывать; чувство юмора; умение слушать; желание слушать; объективность; организаторские способности.9 Наверное многих, прочитавших такую последовательность, удивило, что организаторские способности на последнем месте, а слово "профессионализм" не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент. В Курсе для высшего управленческого персонала, переведенного с английского языка в 1970 году, можно прочесть: Человек, занимающийся административной работой, должен быть зрелым эмоционально, наделен большим интеллектом, высокоразвитым чувством интеллектуальной любознательности и иметь солидную подготовку. Более того, черты его характера и ум намного важнее, чем знание им техники управления и наличие профессиональных знаний. Как видим, национальные особенности играют очень важную роль в формировании идеального образа менеджера. И образ неунывающего американского героя; наложил свой особый отпечаток и на образ менеджера. Как бы в подтверждение этого можно привести слова Чарльза, одного из ведущих американских менеджеров: Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения.
    Качества, вошедшие в первые две десятки важнейших в образе идеального менеджера Англии, отличаются не только своей последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет следующий вид: способность делегировать власть; коммуникабельность; доступность; умение слушать; авторитетность; компетентность; техниковооруженность; честность; твердость; заинтересованность в людях; позитивность; решительность; юмористичность; широта способностей; продуктивность; дружелюбие; прилежание; общительность; знание специальности; отсутствие болтливости.
    Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы Коржеф с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера – это дар божий. При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% - жизненный опыт, 8% - техническую компетентность, 4% - авторитет, а 1% - внешние данные.
    Совершенно другое мнение о качествах, необходимых менеджерам, у финских специалистов. По их мнению, руководитель должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.
    Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушивать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%).
    Мы рассмотрели взгляды на образ идеального менеджера в различных странах. А какой руководитель считается хорошим у нас?
    Если открыть книгу Е. Е. Вендерова Психологические проблемы управления (1969 г.), то можно обнаружить такую статистику: 20% опрошенных к основным качествам руководителя относили отзывчивость, внимательность, вежливость; 18% - техническую грамотность; 15% - волю, настойчивость, решительность; 14% - ум, толковость, сообразительность; 13% - организаторские способности.10
    На протяжении нескольких лет исследователи по проблемам подбора управленческих кадров делились на два так называемых лагеря. К первым относились те, кто старался выделить универсальные психологические качества, обладая которыми можно однозначно стать универсальным менеджером. Выделялись три вида универсальных качеств: руководителя-администратора, к которым относили силу воли, решительность и смелость, склонность направлять деятельность других; руководителя-социального лидера, к которым относились восприимчивость и реагирование на психологические особенности других людей, умение ставить свои поступки в пример другим; руководителя-интеллектуального лидера (оперирование задачами, прогнозирование). 
    Ко второму лагерю исследователей относились люди, считающие, что универсальных черт успешного руководителя не существует, все зависит от конкретных условий деятельности и личности. Однако постепенно изменения в общественно-экономической жизни начали доказывать, что время предъявляет к менеджерам определенный список требований, без выполнения которых они не могут продуктивно работать. Так, в 1990 году один из ведущих российских специалистов в области менеджмента Эдуард Андреевич Уткин обратил внимание на подготовку менеджеров: Совершенно очевидно, что они должны иметь широкую общую подготовку, прежде всего в экономических дисциплинах, в совершенстве знать хотя бы один из западных языков, без которых невозможно представить современный менеджмент.11 Наряду с этим каждому необходима и более узкая специализация, предопределяющая конкретную сферу бизнеса, в которой придется работать.
    Что же должен уметь делать менеджер, по мнению российского специалиста?
    1. Организовывать и планировать производство и реализацию продукции.
    2. Принимать правильные нестандартные решения в области управления.
    3. Руководить коллективом на уровне современных требований, то есть быть лидером.
    4. Общаться, контактировать с людьми.
    5. Побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного.
    6. Находить выход из конфликтных ситуаций.
    7. Быть предельно объективным независимо от своих симпатий.
    8. Подбирать, отбирать и обучать работников.
    9. Уметь подчиняться и соблюдать субординацию.
    10. Вести деловые переговоры.
    При таком огромном перечне к умениям менеджера, не меньший список требований предъявляется к минимуму необходимых черт:
    1. Наличие специальных знаний, высокая компетентность и эрудиция.
    2. Предприимчивость, инициативность, умение творчески подходить к делу, способность к риску.
    3. Критический подход к существующему положению дел.
    4. Гибкость и рациональность мышления и действий.
    5. Открытость для дискуссии, свободного обмена мнениями.
    6. Логичность поступков, динамичность поведения.
    7. Умение общаться с людьми, способность обеспечить хороший морально-психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие.
    8. Ориентация на конкуренцию, на свободу выбора и хозяйственного маневра.
    9. Компетентность, эрудиция, широкий кругозор, потребность в постоянном получении новых знаний.
    10. Умение создавать условия для развития личности подчиненных, решения социальных проблем коллектива.
    Такой большой список качеств, знаний и умений, предъявляемых к менеджеру, можно объяснить тем, что менеджер сегодня выступает в ряде ролей. Сегодня менеджер - это управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор и, конечно, просто человеческое существо. Однако, если рассмотреть требования, предъявляемые к идеальному менеджеру в странах СНГ и странах с хорошо развитой рыночной экономикой, то отличия налицо. Взять, например, ориентацию на конкуренцию. Данное требование остается чуждым и сегодня многим нашим управленцам. В требованиях к зарубежным менеджерам оно не встречается, так как является объективной реальностью.
    На образ идеального менеджера большое влияние оказывают не только национальные особенности, месторасположение данной фирмы, где работает менеджер, но и отрасль, в которой он работает. Строительство не является исключением. Разбросанность, дальность расположения строительных объектов, переброска людей с одного объекта на другой, частое переформирование рабочих коллективов - эти и другие особенности работы требуют от руководителя строительной организации определенных черт характера, способностей и знаний.
    Какими же чертами характера, качествами должен обладать идеальный менеджер строительной организации?
    Ответ на данный вопрос начали искать еще в советский период. В 1984 году НИИЭС Госстроя СССР и в 1985 году ВНИПИ труда в строительстве рекомендовали и использовали специальные методики для оценки деловых качеств руководителей строительных организаций.
    Следующим большим шагом в решении вышепоставленного вопроса явилась разработка и внедрение в конце 80-х-начале 90-х годов Главленинградстроем комплексной оценки деловых и личностных характеристик руководителей строительных организаций. Использование данной методики позволило на основе 12 000 экспертных оценок выделить качества руководителей, способствующих перспективной управленческой деятельности. Данная методика позволила также выделить качества, не отвечающие требованиям перспективного управления. Приведем некоторые результаты данного исследования.
    Проходят годы, десятилетия, а вопрос Каким должен быть хороший менеджер?- актуален, как и прежде. Менеджер - это не только профессия, должность, но и прежде всего призвание. Сегодня его роль в развитии предприятия, отрасли, области и даже страны возрастает. Вот как в цифрах оценивает преуспевающий предприниматель сегодняшней Америки, создатель фирмы Ричард Саундерс Интернешнл Д. Холл роль сегодняшнего менеджера:15% неувязок в бизнесе - вина работников и исполнительных директоров (не следуют инструкциям и нажимают не на те кнопки, оставшиеся 85% - вопросы, которые может разрешить только менеджмент. Именно поэтому, каждому, кто решил пуститься в плавание по морю управления, необходимо оценить свои возможности, личностные качества, знания, умения, навыки.12
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА
 
    Карьера менеджера и рост его профессиональных ресурсов представляют собой два хорошо согласованных процесса. Трудно сказать, как они соотносятся между собой по значимости, какой из них является первичным по отношению к другому? Если исходить из того, что профессионализм включает в себя и знания и опыт, то легко понять, что только реальная деятельность, соответствующая карьере менеджера дает ему возможность накапливать опыт, и только требования карьерного роста ставит перед ним задачи обновления знаний.
    Структура профессиональных ресурсов менеджера принципиально отличается от структуры тех ресурсов, которыми располагает специалист. Деятельность менеджера сама по себе имеет сложную структуру. Мы ясно видим, что руководителю приходится играть роли “Технолога”, “Администратора” и “Специалиста”. Успешное исполнение каждой из этих ролей требует соответствующего ресурсного обеспечения. Как реакция на это требование в структуре профессиональных ресурсов формируются и непрерывно развиваются: три составляющие: технологическая, административная и специальная.
    Развивается карьера, и развиваются профессиональные ресурсы, но динамика развития для каждой из составляющей имеет свои особенности. Наиболее интересная из них заключается в быстрой и весьма значительной потере актуальности части знаний и опыта вообще и, в первую очередь, тех, которые входят в технологическую составляющую.
    Вершиной развития профессиональных ресурсов является профессионализм топ-менеджера. На этом этапе карьеры достигают максимума требования к широте его профессиональных знаний, однако одновременно с этим происходит уменьшение потребности в их специализации. Знания топ–менеджера широки, они имеют сложную разветвленную структуру, ярко выраженная специализация отсутствует.
2.1. Сущность карьеры менеджера
 
    Карьера (от итал. carriera бег, жизненный путь, поприще), 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности, 2) достижение известности, славы, выгоды, 3) обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).
    Среди различных значений, которые может принимать слово “карьера”, наибольшее отношение к нашему предмету имеет то, которое, по сути, обозначает последовательное продвижение человека на избранном профессиональном поприще, фактически его деловой жизненный путь.
    Мы можем рассматривать карьеру как некоторый обобщенный показатель, характеризующий успешность профессионального жизненного пути и рядового специалиста и менеджера. Такой показатель действительно в определенной степени может считаться объективным: во-первых, он формируется в течение весьма длительного периода (иногда в течение всей жизни), во-вторых, он является результатом непрерывного взаимодействия личности и общества (внешней среды), а оценка личности со стороны общества, как правило, может считаться вполне обоснованной.
    Если бы вся деятельность менеджера была связана только с одной компанией, то мы могли бы формально описать его карьеру набором должностей, которые он последовательно занимал, перемещаясь по уровням управленческой иерархии, например: руководитель группы, начальник отдела, начальник управления и так далее... Однако практически каждый менеджер в течение жизни меняет не только должности, но и компании. Поэтому описывать и оценивать его карьеру только набором должностей некорректно: в разных компаниях формально могут существовать одинаковые должности, но на деле им будут соответствовать различные атрибуты.
    В этом смысле для более объективной оц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.